Плато МАНЬПУПУНЕР (Маньпупунёр, Мань-пупы-ньер, Мань-Пупу-нёр)
Маньпупунер (Маньпупунёр, Мань-пупы-ньер) Ноябрь 2010. Разведка. Трек разведки (OZI) Август 2011. Экспедиция "Проэкт МАНЬПУПУНЕР" Турбаза ВИЖАЙ (хозяин - Виталий): |
ВСТУПЛЕНИЕ.
Предварительные рассчеты расстояний
Я разбил весь маршрут условно на несколько спецучастков :
уч.0. Турбаза Вижай - д.Ушма грейдер - 43 км
уч.1. д.Ушма - бр. р.Ауспия - 24 км - подразбитый грейдер
уч.2. оффроад До подъема на пер.Дятлова - 20 км
уч.3. горы примерно до начала "старой тропы" (выс.664.2) - 42 км (без учета рельефа)
уч.4. горы до поворота на Маньпупунер (в районе истока р.Печора) - 20 км (без учета рельефа)
уч.5. по просеке Вологодская Грань и по хребту Маньпупунер - 12 км (без учета рельефа) - эту часть пути мы не ехали, поскольку заезд техники в заповедник строго запрещен.
на рельеф нужно еше прибавлять 30 %
ИТОГО получаем : 43+24+(20+42+20+12)*1.3=189.2 км
для квадроциклов :
Средний расход груженого шмурдяком квадра на 26" резине по грейдеру - 10-12 л. Оффроад - 15-25л на сотню.
Считаем по максимуму : 10 литров грейдер + 30 оффроад = 40 литров * на обратную дорогу = 80 л
Я просчитался. в горах следует считать 20-35л : реальность показала, что груженому квадру на этот путь при имевшихся погодных условиях необходимо иметь запас минимум 90 литров бензина. В случае, если погодные условия будут хуже - прикидывайте сами.
Эти данные - на основание показаний расхода двух совершенно разных квадроциклов :
- Yamaha Grizzly 700 EPS, 26"
- Stels 500H, 26"
Самым маложрущим оказался Карбюраторный STELS, при чем он был самый перегруженный, поскольку постоянно вез двоих седоков с полной снарягой
для внедорожников :
По советам и подсчетам бывавших в тех местах, на весь путь туда-обратно потребуется около 260 л солярки (3л турбо, АКПП, 36")
При наших погодных условиях эти данные подтвердились, но лучше иметь запас еще 20-30л "на всякий случай"
Конечно-же, весь этот объем топлива совершенно не обязательно тащить на себе туда-обратно. Экспедиция-то радиальная. Поэтому придумывайте и рассчитывайте для себя точки, где вы будете прятать частями ваше топливо на обратную дорогу.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Пророчество или "несчастная цифра".
Все началось с того, что нас стало ДЕВЯТЬ.
Изначально должно было быть 11, но буквально за день до старта один экипаж по непонятным до сих пор причинам ехать отказался. Минус двое = нас теперь Девять.
Для тех, "кто в теме" - и без того понятно, чем это грозит. Для остальных : погуглите по контексту "перевал Дятлова".
Вообще-то, можно по-разному относиться ко всякого рода "мистике", я просто раскрываю факты нашей поездки :
неприятности начались сразу после старта. Наша KIA Retona всю дорогу от Москвы грелась. Это не смотря на ночной старт и установленые новехонькие увеличенного объема радиаторы двигателя и АКПП. Различные манипуляции, время от времени проводимые нами с машиной немного помогали, но через какое то время температура снова росла. Ни где ничего не капало, не жужжало и не гремело. Многочисленные остановки начали доставать. Решив, что "водичка дырочку найдет", мы поехали в перед и с песнями. Конечно, не забывая поглядывать за температурой.
Наконец, поездка прервалась сразу после проезда поста ДПС на границе Ярославской и Костромской области. Retona окончательно закипела. Из-под крышки блока термостата фонтаном шла светло-зеленая жидкость. Теперь мы видим, где проблема.
Сафарь-Бай выпил пива, а Витя что-то бодрящее.
Устроив пикник на обочине, решили окончательно машину починить, или окончательно ее угробить.
Витя достал инструменты и начал разбирать автомобиль. Мы с Сафарь-Баем помогали чем могли : Сафарь пил пиво, а я давал "ценные советы".
С продвижением деинсталляции различных деталей двигателя стало понятно, что для того, чтобы снять блок с клапаном термостата - нужно снять ТНВД, поскольку иначе не подобраться к нужным болтам. Это вообще не грело, ибо я готов был подписаться только на верхнюю крышку ТНВД, а вот демонтировать электронный насос ночью на трассе под Костромой - нееее... Шансы запустить двигатель после этого были не велики.
Взгруснулось. Сафарь-Бай выпил пива.
Вдруг в темноте мимо нас что-то пронеслось, лязгая металлом, потом остановилось метрах в 500, развернулось и принеслось обратно.
Оказалось, что это Леха со своим другом Димой догнали нас на пикапе с прицепом и двумя квадрами на борту.
Пока Сафарь-Бай пил пиво, а мы Ред Булл и чай без сахара, Леха с Витей каким-то невообразимым усилием сдернули блок с клапаном термостата, при этом не повредив ТНВД.
Теперь мы увидели криво установленную прокладку, обильно смазанную белым герметиком, и совершенно не закрученные болты крепления термостата.
Ох, как много добрых и ласковых слов вознеслось той ночью в адрес механика, проводившего неделю назад ЗАМЕНУ ПРОКЛАДКИ КЛАПАНА ТЕРМОСТАТА.
Короче. Прокладки у нас не было. Паранита, картона, тоже. Одним герметиком делу не поможешь. Засада.
Мой взгляд упал на недопитый пакетик апельсинового сока. Эврика ! Тетрапак рулит !
Дальше все происходило быстро как в сказке : я подверг пакетик от сока жесткой трепанации, Витя щипчиками для ногтей выстриг "почти оригинальную" прокладку, а мощнорукий Леха одним точным движением засадил на свое законное место весь этот бутерброд.
Через 40 минут, машинка, довольно бурчала дизельком без каких-либо признаков перегрева.
Мы мчим вперед по удолбаному шоссе Кострома-Киров. Леха со своим штурманом вдавили тапку и ушли далеко вперед, мы же с Ретоной не рискуем и идем в обычном темпе.
За долгие километры не происходило ровным счетом ничего. МЫ тупо пожирали пространство, сокращая километры до нашей цели - турбазы Вижай.
Время от времени мы останавливались дать отдых машинкам и телу или просто увидя какой-то интересный предмет, типо дерева с раскидистыми корнями, судя по обилию мусора - местная достопримечательность. Конечно, не обошлось без фотосессии.
Так проходили часы в пути. Сафарь-Бай, как истинный штурман, уговаривал банку за банкой, я и Витя довольствовались соками. Ни что не предвещало беды...
Как говорит моя дочка, когда я рассказываю ей придуманные мою сказки, когда вроде кажется, что главный герой уже победил всех злодеев : "Папа, Но не тут-то было !?".. Ну не могло "счастливое число" вот так запросто нас отпустить.
Уже стемнело, как на подъезде к стольному граду Омутнинск моя машина на полном ходу попадает в огроменную, наверное полу-метровой глубины, ямищу.
Жуткий удар ! Прыжок ! Тормоза ! Впереди в темноте какие-то машины ! Прицеп заламывает..выравниваю газом, чуть не задев машины останавливаюсь.
Каким-то чудом, не попав в яму останавливается рядом Ретона.
Выходим, озираемся, вокруг несколько изуродованных легковых машин. Походу дела, попавшие так-же как и я. Подходит панерь и девушкой с какой то иномарки, сделавшей уши. Интересуются. У меня вроде все нормально. Видимых повреждений нет. Одна легковушка с вынесенным мостом - недвижимость - ждет эвакуатор уже несколько часов. Две других могут ехать сами - постепенно расползаются. Где-же милиция ? ДПС, Полиция, МЧС ? Медики ? НИКОГО. КАК ОБЫЧНО...
У меня не работают только лампочки задних тормозов. Выбивает предохранитель. Идет какая-то вонь от электропроводки. Разбирать на дороге в темноте с этим не хотелось. Решаем отъехать не спеша куда-то и заночевать. Нашли кафешку. Спать.
Утро.
Ну по закону подлости где-же мы еще могли остановиться ? У небольшой кафешки без названия и меню, из которого в наличие был чай без сахара, позавчерашний салат и яйцо вкрутую. И еще целая батарея какой-то разнокалиберной нефти, обозначенной в меню "напитки безалкогольные. ассортимент." Рядом - допотопная заправка. Связь GSM - на нуле.
Отъезжаем метров 500. Начинаем разбираться с моей машиной. Предохранители летят, как только нажимаю на тормоза.
До кучи от удара протекла 20-литровая канистра с соляркой. Пришлось ее выбросить.
Прозваниваем электропроводку прицепа - в норме. Розетка фаркопа - в норме. Задние фары - в норме. Лезу к тормозной лягушке... БЛ !!!.. Вот оно.
Восстанавливаю лягушку. Дальше проводка в таком-же состояние. Оплавленые провода уходят в основной жгут, в блок предохранителей и далее под приборную панель, и под порог - куда-то в заднюю часть автомобиля. Вот это ЖОПА !
Сафарь-Бай как-то нервно хлебнул пива...
Это плохой признак, подумал я, а Витя извлек чудо-приборчик, помогающий распознать на каком участке жгута электропроводки коротышь.
Приборчик прост и надежен как армейская табуретка. Умеет светить красным или зеленым.
Коротышь оказался везде. Иными словами : внутри жгута несколько проводов оплавились и слиплись. Это означает часы кропотливой работы по замене этих проводков на новые.
Дело запахло керосином и Витя полез на крышу - предупредить наших товарищей по телефону. Связи не было.
Хрен с ним. Время идет. Потрошим приборную панель, заодно заменив сто лет назад перегоревшую лампочку, ради которой и лезть туда не хотелось. Кабина становится похожа на взрыв-схему запчастей в каталоге Экзиста.
Сделали, переходим на основной жгут. Вскрываем пороги, салон в багажнике и медленно продвигаемся вдоль по жгуту. Рассоединяем мини-ножичком слипшиеся проводочки, изолируем, часть из них сразу перепротягиваем новыми.
"..А мимо ехали Саабы, ехали Ниссаны, Мерcы, Форды, Опели, Терраны..." (с) Сектор Газа
Часам к двум дня Сафарь-Бай прикончил половину нашего недельного запаса пива и решил заняться делом - приготовить обед, поскольку возвращаться в находившийся в 500-х метрах "ресторан" никому не хотелось.
Тем временем стало понятно, что для "полного счастья" скорее всего понадобится снять задний бампер, поскольку в этом месте жгут электропроводки зачем-то проходит вне кузова и достать его просто так скорее всего не получится... Для каких целей пытливый Японский Ум проэктировщика 70-ки проложил проводку именно так, мне не понятно. Витя пробурчал что-то типа "Славик, я очкую". Я ответил наподобие "Не ссы, я сто раз так делал"... Но Сафарь-Барь прервал нашу интелектуальную беседу, зазвенев то-ли половниками, то-ли стаканами, созвал нас на обед, выдав с ходу народную мудрость : "Война-войной, а обед никто не отменял !"
Cытый джипер смотрит на поломки любимой машины совершенно под другим углом и с новым интузиазмом мы взялись за дело.
Оказалось, что бампер снимать не нужно, а достаточно только его облицовку.
И вот, сняв ее, я увидел то... из-за чего был весь сыр-бор : место главного замыкания.
Судя по всему, во время удара задняя лебедка шайбой перерубила тот самый участок жгута, который проходит вне кузова. А поскольку я жал на педаль тормоза несколько секунд, проводка сгорела.
Ну что-же. По крайней мере сейчас все встало на свои места... Нужно разбирать все.
Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается... Вечерело. Пиво закончилось и нужно было чем-то занять Сафарь-Бая пока мы часами воссоздавали из тлена то, что японский рабочий на конвейере делает за пару минут. Витя придумал какое-то задание, позволившее загнать его под Ретону с гаечными ключами, чему Сафарь-Бай и сам был несказанно рад, только б не лицезреть наши усталые и грязные мощи.
К десяти часам вечера мы закончили с электрикой. Проверка показала полную работоспособность и мы начали обратную сборку салона. Радости нашей не было предела, когда к 12 часам ночи мы наконец умыли рожи, переоделись в чистое и в начале первого поехали искать ночлег...
ИТОГО : На ремонт ушел целый день, километр проводов, несколько рулонов изоленты и недельный запас пива, который нужно было восстановить в близжайшем приличном магазине.
Продолжение следует...