ДОРОГА ТУДА-ОБРАТНО ------------------- М8 - Ужас. Асфальт бомбили. При чем не раз и очень точно. После Вологды мало-мальски приличное покрытие заканчивается. Навсегда. Т.е. до Архангельска больше нормального асфальта не видать. Огромные дыры, трещины или бугры с валяющимися прям на дороге кучами вывалившегося из основного полотна асфальтового шлака. Несомненно - самая выматывающая часть экспедиции - это асфальтовый перегон. Участки с реальной скоростью передвижения 20-40 км/ч могут иметь ОФИЦИАЛЬНУЮ протяженность 15-50 км. Совершенно ясно, что подмять такое расстояние за сутки - это большой напряг как для людей, так и для техники. Надо разбивать на 2 дня. Ехать преимущественно в светлое время суток, благо способствуют белые ночи. Вдоль всей трассы устойчивый Мегафон и Билайн. МТС иногда умирает. ГАИ после Вологды уже не злое. Ценники приемлемы (ИМХО). Проезд через Северодвинск - без указателей. По наитию или ЖПС. На въезде в город есть один указатель "<- ОНЕГА", уводящий вас на длинную объездную дорогу, которая в итоге приводит в какие-то полузабытые гаражи на окраине города. В Серодвинске ЕСТЬ МОЙКИ ! ;-) Одна даже до 3-х часов ночи (проезд можно узнать у ГАИшников, благо они дружелюбны) Обдать керхером 80-ку со слоем говна примерно 3-5 см = 120 руб. По слухам мойка так-же есть в Онеге. Мы не нашли. Не особо искали. От Северодвинска до Онеги - отличный грейдер - 110-120 км/ч не вопрос. Но очень пыльно. На подъезде к Онеге со стороны Северодвинска есть неплохой пляжик на берегу моря рядом с дорогой. Можно остановиться покушать, переодеться, повтыкать на Море. P1 (от Вологды через Плесецк) - Лучше. По слухам короче на 200 км (не заметил. нужно просчитать на карте) Асфальт, где он есть, ровный. Дорога от съезда с М8 на Р1 до самого Каргополя прямая как стрела и пустынна. Попадаются участки хорошо укатанного грейдера длиной 5-70 км. Небольшие разбитые грейдерные переходы 3-10 км. С Р1 можно уйти как на Архангельск, так и на Онегу (мысль !). Состояние трассы на Онегу неизвестно. ЗАПРАВКИ ТАМ ------------ Заправок в достатке. Бензин, дизель, ГАЗ. В Архангельской области топливо дорожает, ГАЗ наоборот. На въезде в Северодвинск самый дешевый = 9.40 руб/литр. В Онеге дороже. ГАЗ плохого качества. Заправляться лучше на фирменых заправках Лукойл, Шелл. Роснефтегаз хуже, но тож прокатит. Заправок на Р1 нет. Вообще. Только в городах. Все виды топлива, включая ГАЗ. По месту прибытия крайние заправки только в городах - Северодвинск с северо-востока, Онега - с юго-запада. Все виды топлива. Между ними более 160 км грейдера. ДРУГОЙ ДОРОГИ НЕТ. Мегафон, МТС, БИлайн. Все устойчиво. От места съезда с грейдера на зимник ближняя заправка в Онеге - примерно 47 км. ПИТАНИЕ ПО ПУТИ --------------- Все свое. За Вологдой инфраструктура вымирает. До самого Архангельска. Даже в крупных населенных пунктах сложно найти. Пикник у обочины рулит. ОФФРОУД ------- Будет по самые...йети. Приличные по глубине колеи. Разбитые вхлам гати. Мосты через реки при этом в идеальном состояние. Гати прогнили и меж остатков бревен 35-е колесо может легко провалиться не достав до дна. До серьезных участков болот мы не дошли, но есть основания предположить, что для нашей тяжелой техники это будет гонка на лебедках. Желательно все-же иметь с собой сэндтраки. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ ---------------------- Совершенно точно, что главной проблемой для нас в августе будет топливо. Его достаточное количество. Предполагаемый ранее запас в 200 литров (включая основной бак) под вопросом. Очевидно, нужно больше. Может, основной бак + 200 литров. ??? :-))))) По самым скромным подсчетам чисто оффроудный участок составит около 350 км (по карте) Т.е. запас топлива нужно рассчитывать примерно на 450 км. В рассчет не берем грейдер от заправки в Онеге до Кянды (прим 47 км) и от Уны до Онеги (прим 80 км) Средний расход топлива : Архангельск - Северодвинск - Кемь - Оффроад до Нижмозера и обратно - Онега (приблизительно 245 км) У бензиновой ТЛС-80 на 33 резине : асфальт/грейдер = 18 л, оффроуд = ... У дизельной ТЛС-80 на 35 резине : асфальт/грейдер = 12 л, оффроуд = ... Вплане дороги ТУДА есть мысль двигаться не по М8 на Архангельск, а по пустынной Р1 через Плесецк сразу на Онегу. В теории мы должны сократить путь, плюс последняя заправка - ближе всего к месту нашего съезда с грейдера в лес. КЛЕЩИ ! Брать брызгалки от комаров и клещей ! Вопрос - брать или не брать с собой котлету на прицепе ? Прицеп дорогу может не пережить.