Караед-Трофи 2008. "Софийский Храм". 12-15 сентября
Фотки с разведки местности Проезд к лагерю Карта проезда к лагерю Народ СВЯЗЬ : СВ канал 17 основная сетка Фотки с мероприятия (c) Karaedus Фотки с мероприятия (c) Виктор Retona Софийский храм В конце 19 века завод был крупнейшим стекольным заводом в Бельском уезде, Смоленской губ., и выпускал в основном бемское, полубелое и двойное зеленое стекло для окон, а простая стеклянная посуда выпускалась только для местного употребления и не была основной продукцией. |
СЕГОДНЯ принято считать, что ненужные предприятия в крайне неудобных местах возникали лишь в советскую эпоху плановой экономики, а, дескать, при капитализме фабриканты были рачительными хозяевами. Однако детальное изучение истории показывает, что эта закономерность не всегда соблюдалась. Так, до сих пор ломают головы историки, зачем когда-то невдалеке от поселка Оленино, в непролазной глуши, вдали от железной дороги был построен стекольный завод. Сегодня о судьбе этого стеклозавода, а так же о чудом уцелевшем заводском храме рассказывают "Каравану" директор Оленинского муниципального музея Марина Весенкова и научный сотрудник Эмилия Бибикова.
- Стекольный завод под Оленином, в Новоселках, был построен в XIX веке. Его хозяином был "хрустальный король" Нечаев-Мальцов, владевший также знаменитыми заводами в Дядькове и в Гусь-Хрустальном. Выпускал Новоселковский завод бутыли, декоративные стеклянные колпаки и шары, пуговицы и трости, опять же стеклянные. Помимо стекла на заводе производили гончарную посуду и пилили лес. Сырье, песок и белый известняк завозили сюда из-под Ржева и Старицы. Правда, свой песчаный карьер имелся и в Новоселках. 200 рабочих завода были людьми разных национальностей и религиозных концессий. Помимо русских здесь работали поляки, французы, финны. Чтобы как-то их объединить, Нечаев-Мальцов построил при заводе в 1898 году на собственные средства по проекту архитектора Бенуа православный храм во имя святой Софии.
Однако завод не давал хозяину существенной прибыли, и, как известно, Нечаев-Мальцов пытался закрыть предприятие еще до революции, однако не делал этого по просьбе местных крестьян, которые по окончании сельхозработ подрабатывали на заводе. Это был не единственный пример благотворительности Мальцова, который вложил в Пушкинский музей два миллиона рублей, когда сам царь - всего лишь триста рублей. Однако после революции иногородние рабочие разъехались, и завод остановился. В 1926 году советская власть спохватилась и попыталась восстановить производство в Новоселках, но было уже поздно. Оказывается, охотники за металлом имелись и в то далекое время. Завод потихоньку растащили, он не подлежал восстановлению. Постепенно обезлюдели Новоселки. По заросшей дороге в эти места теперь можно добраться лишь в очень сухую погоду. Но совершенно иная судьба была у Софийской церкви. В то время, когда ее ровесницы ветшали и рассыпались в годы безбожья, Софийская церковь стояла и по сей день стоит, как новенькая, под целыми куполами и крестами. Из уст в уста передается легенда, что кресты эти пытались еще в годы коллективизации стащить тракторами, но тросы рвались, глохли двигатели, ломалась техника, а кресты оставались на прежнем месте. Позарились на позолоченные кресты и немецкие оккупанты в годы войны. Они тащили кресты уже танками. И опять нулевой результат. Так и сегодня стоит в глуши среди леса чудо оленинской земли - Софийская церковь, и словно ждет, когда люди вновь появятся в этих ныне диких местах.
Борис ГУРОВ, Тверской Еженедельник