Экспедиция в Казахстан. май 2017

Фотографии (с)Karaed
Ремонт радиатора в Борисоглебске
Ремонт радиатора за Саратовом
Саратов - граница - стоянка на р.Урал
По Шоссе Казахстана
Скалы Аккергешен
Гора Алашен
Оборван рулевой наконечник на г.Алашен
Вдоль реки Эмба
Сор Тузбаир
Ремонт в Актау - родоновый источник - мыс Песчаный
Удолбаная дорога на Астрахань

Фотографии (с)A.Kosh
Приключения в пути
Скалы Аккергешен
Гряда Актолагай
Сор Тузбаир
Голопом по Ширкале
Долина чере... шаров
Оазис в пустыне
Жигылган, Саура

Фотографии (с)Hulk

Трек и точки (GPX)

Наше путешествие началось с того, что на жаре у обеих машин выявились косяки :
- на Патруле потек основной радиатор
- на Крузере потек радиатор кондея
Терпели мы терпели, но в Борисоглебске терпение лопнуло и обе машины разъехались по сервисам.
Борисоглебск, выходной день : половина сервисов закрыта, частники свалили на дачи, оставшиеся в городе от нашего патруля все как один отказывались, только мельком посмотрев на 36-е колеса и высокую крышу. В итоге нашли бокс для ремонта ГАЗелей. Туда и встали.
Было выявлено два свища, которые заклеили и помчали дальше.
Тем временем Крузак надыбал мастера-аргонщика, заварил трубку кондея, забил фреон и рванул за нами.

Домчали до Саратова без проблем, но на парковке у Ашана выявилась проблема : радиатор Патруля снова течет. Сервисы больше не искали. Отъехав за город и найдя местечко у воды скинули радиатор и обнаружили открывшийся новый свищ. Залепили. Помчали к границе.

Трасса до границы с Казахстаном убитая, но вполне возможно держать крейсерскую 70-80 км\ч.
Погран-переход прошли быстро. Немного замешкались на Казахской стороне из-за не знания "как-чО". Но добрый таксист подсказал и дело сдвинулось.
Миграционная карта заполняется предельно просто и лаконично - это вам не визу в США получить ;-) Покупаем местную автомобильную страховку на 15 дней и уходим в ночь...

Дорога до Уральска обладает 30-километровым (на май 2017) адовым участком в конце которого стояла строительная техника. Её вид обещал к следующему году значительное сокращение количества ям. Знакомимся с местной валютой на ближайшей сетевой заправке Helios. Солярка дешевле (прим.25 руб\литр) чем у нас. Денежные купюры красивые : яркие и цветастые, мне понравились. Вышли за Уральск и встали на ночевку у реки Урал. Утром я понял, что жестоко обгорел. Помыли голову , зачерпнув из озерца. Заехали в ближайший поселок в аптеку за Пантенолом и кремом от загара :-)

Отдельно необходимо отметить, что местные ГАИшники проявляют не поддельный и крайне не здоровый интерес к Россиянам. Мотоциклисты рассказывали, что патрульная машина гналась за ними так, как у нас гоняется только полицейский мотобатальон. Правила и наказания довольно суровы - пишут протокол, отбирают права, едешь в полицейское управление (как правило к черту-на-рога), там оплачиваешь, получаешь права обратно. Гаишники объясняют это не оплачиваемостью штрафов водителями на Российских номерах. На деле же - это коррупционный денежный поток. Для нас, к сожалению, безальтернативный, в условиях ограниченного времени на поездку. Бирут как тенге, так и рублями - зависит от ситуации и аппетита мента.
Самое опасное время - ночь. Патруль может пристроиться к тебе сзади и долго-долго ехать , выжидая, когда ты что-то сделаешь не так. Все пишется у них на камеру. Оснащение у патрулей на уровне.
На въезде в крупные города - блокпосты. Дежурят с автоматами - что-то типо нашего ОМОНа. Знак STOP - соблюдайте досконально. Даже если гаишник машет вам палкой "типа проезжай" - выполняйте действие знака, иначе очень быстро узнаете, что палкой он махал "не вам". Короче, если вы хоть раз ездили на машине в Краснодар, Адыгею, Ростов или Мордовию, вам объяснять не нужно.

Будьте готовы к тому, что попадая в Казахстан, вы фактически отъезжаете на машине времени примерно к началу 2000-х годов в России.
Это связано со всем : ГАИ, магазины, аптеки, придорожный сервис, автозаправки и т.д. и т.п.

Питание на трассе... Никакое. Скажу на основе данных, полученных от посещения десятка разнокалиберных кафешек трассы Атырау - Актау :
В таких кафешках с замусоренными крошками столами (похоже, это местная традиция), иногда отсутствующими умывальниками и туалетами типа "выгребная яма" вам будет предложено ограниченное и скудное по калорийности меню :
- На первое : Лагман, иногда Борщ без свеклы на томатной пасте без сметаны (майонез - по запросу), очень редко куриный суп (или бульон)
- На второе : Пельмени, Манты, иногда картошка, редко шаурма или курица
- Мясо : Очень странно, но при огромном количестве мычащего и блеящего мяса в степи, хорошего жареного куска вам ни кто не предложит
- Салаты практически не представлены
- Газировка, убогое кислое пиво, чай, ужасный растворимый кофе, иногда слабый компот
- Хлеб исключительно "серый", пресный и не вкусный
Хороший вариант "кушать свое", отъехав от трассы на 300-500 метров в степь, либо планировать маршрут с заездом на завтрак-обед-ужин в кафе и ресторанчики, расположенные в более-менее крупных поселках или городах. Но и это не всегда панацея.
В целом, не сильно привередливый путешественник голодным, конечно, не останется. Хотя лично мне натурально отказались делать яичницу (кафешка на против точки "Лагерь у солончака"), указанную в меню, мотивируя так : "для одной порции занята сковородка". Пришлось брать шаурму из курицы с овощами и картошкой.
На всем протяжении трассы Атырау-Актау мы нашли только одну кафешку с вкусными "домашними" мантами (н.п. Майкумген) и одно место, где приготовили хороший куриный шашлык на вынос (в самом центре г.Шетпе на развилке двух шоссе). Отличную баранину жарят в г.Актау в кафешке рядом с автосервисом не далеко от городского пляжа (точка "сервис"). Местное светлое розливное пиво с названием на букву "К" пьется легко, не горчит, не вызывает головной боли и прочих неприятностей.

Совет по продуктам такой : закупайтесь продуктами в крупных городах и поселках. Обязательно возьмите в поездку авто-холодильник : даже на фирменных сетевых заправках вы можете увидеть не работающие на охлаждение холодильные стойки с напитками и выключенные кондиционеры.
Так-же советую приобрести газовую горелку по типу JetBoil или ее аналоги Kovea, Firemapple, APG. Ветер в степи такой, что сдувает со стола и горелки и ветрозащитные экраны, а эти системы приготовления пищи мало того,что ветрозащитные, так еще ими можно без боязни пользоваться прямо в автомобиле или в палатке.

По топливу : топливо дешевле, чем в России. Газ - сущие копейки (5-6 руб\литр). Газовых заправок очень много. Но даже в г.Актау на них можно встретить километровую очередь. Заправляясь всегда только на фирменных сетевых заправках, мы на плохую солярку ни разу не попали. При этом местные говорили мне : "У нас солярка по качеству едва дотягивает до Евро-2"

Вернемся к нашей компании : обрызгавшись пантенолом, купив продуктов, СИМ-карты местной GSM, заправившись, мы ломимся дальше на юг к горам Аккергешен и горной гряде Актолагай.
Дорога от трассы - практически убитый асфальт. Двигаться можно только по параллельным колеям в степи. Жарко и очень пыльно. Находим падшую лошадь прямо у дороги.
По пути встречаем мотоциклистов, получивших после падения геморройную проблему с трещиной в радиаторе. Помогаем чем можем и двигаемся дальше - горы уже видны в мареве миража на горизонте.

Аккергешен - популярное место у туристов. Не планируйте тут уединения. Автомобили и мото будут приезжать группами и по-одиночке в течение всего дня. Гулять, смотреть, фотографировать : Очень красиво. Но по сравнению с г.Алашен - детский утренник.
Скалы горы Алашен - это реально крутое место ! Огромные, высоченные, мощные ! Сумасшедшие виды !
Доезжает сюда не всякий турист - выматывает долгая дорога через степь. За два дня вынужденного пребывания на горе мы встретили только одну группу квадроциклистов с огромной антенной спутникового интернета, прикрученной в кузове UTV.
Мы всё утро бродили в поисках окаменелых артефактов. Нашли моллюски, раковины, вроде как чей-то позвоночник... Живую лягушку, которая думала, что если мы ее не трогаем, значит она хорошо от нас спряталась. Цветы интересные : обладают очень ярким сладким запахом.

А тормознул нас на горе Алашен не дождь, а рулевой наконечник, который предательски лопнул на самом высоком и сильно продуваемом месте - около триангуляра 194 метра. Это была именно та запчасть, которую мы с собой в поездку не взяли...
Совместными усилиями, с помощью газовой горелки, молотка и всех наших русских мам, наконечник был снят. И пришлось Крузеру совершить почти 300-километровый 2-дневный заезд в поисках аргоновой сварки, чтобы аккуратно сварить лопнувший пополам палец, не расплавив при этом внутренние пластиковые вкладыши. А мы это время жили на горе, любуясь видами и спасаясь от жуткого ветра, который к ночи становился просто ледяным.
В зимовье Шиили местный житель, у которого мы ходили брали соль и воду в колодце, рассказывал, что если пройдет дождь, тут можно легко зависнуть на несколько дней.
Еще у него живет реальный боевой кот Васька. У кота натуральное поведение собаки : он идет за хозяином как собака, останавливается, всматривается, принюхивается. Охраняет дом : рычит и страшно мяучит на чужаков. Хозяин говорит, что раньше у него жил здоровенный пес и кот был как кот. Пес умер и кот перенял его повадки.

К стати про воду : вода из колодцев после кипячения выделяет легкий белый осадок. Это мел или известняк. Он не опасен для здоровья, но не приятен на зубах. По этому кипяченую водичку выливайте в кружки не до конца, осадочек выплескивайте. Сырую воду мы так-же пили. Последствий для кишечника не было.
Из не приятных ощущений - как буд-то легкий налет пыли на зубах и языке.

Команда Крузера - просто красавчики - вернулись к концу второго дня, хотя мы ожидали их только на третий. Наконечник установлен и мы аккуратно спускаемся с горы, ночуем под небольшой белой скалой. На утро "мчим" в сторону шоссе. Патрол сильно снижает скорость, крадется, не давая больших нагрузок на ремонтную деталь.
К сожалению не удается пересечь реку Эмба и сократить путь - высокая вода.

На асфальте с появлением связи начинаем обзвон всех знакомых и друзей, магазинов и сервисов в Актау в поиске рулевых на Патруля. Постепенно становится понятно, что в Актау мы ничего не купим. В Москве наконечники есть, но из-за праздников ни одна долбаная транспортная компания, включая брендовые и понтовые, не хочет работать. Ближайший срок прибытия груза в Актау - 12 мая. Становится как-то не уютно, но мы все-же сворачиваем в степь в сторону Сор Тузбаира - такое пропустить мы не можем.
Решаем, что команде Крузера больше нет необходимости няньчится с нами, по скольку "мы уже приехали", а им из-за нас портить отпуск не резон. Договариваемся, что мы мчим своей 4-й черепаховой скоростью на Актау, а они двигают по маршруту. Будем по возможности держать связь.
Съехав с шоссе на крунтовку, Крузак, включив вторую космическую растворяется в пылевом вихре. Какое-то время мы еще слышим их по рации, но потом и эта связь пропадает. Патрол тихонько ползет по степи, приближая нас к одному из самых красивых мест в Казахстане.

Сор Тузбаир - это зрелище ! Сложно описать - это просто необходимо смотреть самому. Огромная площадь отвесных скал возвышается над полу-жидким солончаком. Со стороны солончак похож на огромное озеро или даже на море - края не видно на жаре, они сливаются с линией горизонта. Виды просто обалденые ! Тузбаир находится не далеко от шоссе с простейшим доездом на любой легковой машине (если сухо). Мы встретили даже группу велосипедистов.
К сожалению, в некоторых доступных местах уже появилось битое стекло и надписи на скалах.
Существует две дороги для спуска на дно : серпантин под ЛЭП и чуть в стороне отсыпанная по всем правилам горных дорог гравийка. Рекомендую спускаться по серпантину - очень красиво. Ну а подняться можно уже и по отсыпанной гравийке.

Покричав в рацию, покатавшись туда-сюда, Крузера мы так и не нашли. Поехали на асфальт в сторону г.Актау.
Оказалось, у наших знакомых есть знакомый, живущий в Астане, он купил наконечники и отправляет в Актау самолетом со своей знакомой :-)
Самолет прилетает через 2.5 часа.
Мчим в аэропорт - нам около 200 км. На подъезде к Шетпе, в самом Шетпе и десяток километров за ним - убитый асфальт и отсутствие дизельных заправок (не утверждаю, но мы не нашли). При этом в городе масса газовых с очередями по 5-8 машин и хороший куриный шашлык.
Заливаем из канистры 15 л , берем мясо в дорогу и растворяемся в ночи.
В аэропорт мы не успели каких-то 10 минут, по этому пришлось поколесить по городу в поисках знакомой знакомого нашего знакомого, у которой наконечники.
Забрали наконечники, сказали Спасибо, помыли машину перед визитом в сервис (в Актау не ожиданно очень много моек), заселились в отель Рахат (3000 руб/сутки : 2 кровати, ванна, туалет, телек, Wi-Fi, завтрак) и спать.

Утром меня разбудил еще один хороший знакомый моего хорошего знакомого, Илья, который взялся помочь нам с сервисом по сход-развалу. По счастливой случайности такой сервис оказался в 150 метрах от нашей гостинницы. Договорившись с хозяином, Зауром, мы загнали к нему в боксы Патрол. К сожалению на стенд образовалась очередь (место пользуется популярностью у местных внедорожников) и мы проволындались почти до обеда.
Итог : снять-поставить 2 наконечника, шприцевать карданы, крестовины, выставить схождение, выровнить руль = 10000 тенге (1851 руб). Сервис хороший. Рядом магазин с кучей расходников (девушка-менеджер круто шарит в автомобильных фильтрах), в 10 минутах ходьбы большой торговый центр авто-тематики, рядом кафе, специализирующееся чисто на мясе с мангала (свинина, баранина).

После ремонта у нас оставалось свободных пол-дня на осмотр окрестностей и необходимо было двигать в Москву - отпуск заканчивается.
Решено : посетить радоновый источник и мыс Песчаный - окунуться в Касписпий.

Радоновый источник (въезд на стоянку 200 тенге = 37 рублей) оказался пост-совковым полуразрушенным и мало-мало облагороженным. Но от этого не менее горячим и полезным для здоровья. Я в подобных купался, путешествуя на Байкал по "110-й трассе". Нас, как говорится, "испугаешь едва-ли".
Плюх в бассейн - хорошо ! Никакая ванна в отеле не сравнится с таким кайфом. Хотя, конечно, каждому - свое. Спорить не будем.
После купания в радоне, на дороге, помогли пожилой черепашке перейти на другую сторону. В качестве благодарности - от нее фото на память.
При приближении к мысу Песчаный с моря натянуло такой туманище, что солнце стало серым пятном. Ориентируясь на маяк, мы вышли на берег, усыпанный горами ракушек. Поковырялся, выбрал несколько штук на память. В одну машину лезть в песок побоялись и не смотря на наличие огромного количества автомобильных следов, последние 100 метров до моря прошли пешком. Роберт по-любому решил купаться. Сказал потом : "Вода теплая". Но меня что-то не зацепило.
На обратном пути обнаружили новую течь в радиаторе, запаслись водой. Антифриз уже не покупаем - пустая трата денег.

Вернулись в Актау, заказали отличной баранины со свининой и пивом. Поели и в путь. Радиатор течет - докупаем водички в Шетпе. Ночевали в районе Тузбаира.
С утра снова скинули радиатор и залатали его. Из заливной пробки выдернул резинку, чтобы скинуть давление внутри системы. До этого ставили палочку-проставку под пробку, но она от нагрева деформировалась и давление в системе не сбрасывалось. Всех манипуляций помогло на пол-дня - новый свищ дал течь. Гребаный радиатор разваливался на глазах.
Осталось 5 литров воды. Мы , блин, в пустыне. Плато Устюрт. До Бейнеу - 150 км. На улице +27, ни облачка. Все кафешки как на зло закрыты. Нашли одну с колодцем. Достучались до владельца. Открыл, разрешил взять в колодце воды сколько надо. Взяли 35 литров (все емкости , что были). Утопили в колодце ведро. Затем его достали. Парень денег "за суету" не взял. Купили у него газировки в благодарность хоть так.
На всякий случай начал эксренный обзвон знакомых в России (в Москве на складе лежал новенький увеличенный радиатор от TD42 Turbo, который поленились воткнуть перед выездом). Пытаемся прикинуть варианты отправки радиатора в Атырау или Астрахань на частной машине (пока транспортники отдыхают).
Не ожиданно ситуацию спас ценный "дедовский" совет от Сергея-Паджерика : засыпали в радиатор табаку, выкрошенного из пол-пачки сигарет. Через 5 километров течь стала в виде одиноких капелек, через 10 километров - полностью прекратилась. (До Москвы не доливали ни капли)
Радости - полные штаны ! Валим на границу. Ну , типо "по короткой дороге" - на Астрахань. Хотя нас предупреждали что там просто жесть, Роб желает по скорее покинуть Казахстан и это - самый близкий путь. От Атерау до границы 250 км полного Ада. Дорога разбита вхламину. Скорость как у пешехода. Выехали в 9 утра, на границе были около 15 дня. От вибрации на лобовом пошла трещина. Народ объезжает асфальт по обочинам, по степи, по барханам. По пути вынули из песка лебедкой перегруженый узбекский Ларгус с прицепом. Чуваки от радости не знали за какое место нас целовать.

На Казахской границе : большое современное здание с кондиционерами, водители проходят отдельно, пассажиры идут пешком отдельно. Пограничник настойчиво предлагает Робу взять с собой в машину "пассажира до России". Отказывается. Результат - казахи машину выворачивают наизнанку. В отместку или "по службе" ? Но делают все очень оперативненько, дольше 15 минут не задерживают. Роб таскает шмурдяк сам - мне за линию уже нельзя. Стою и туплю на это дело с нейтралки.
На КП выдают какие-то талончики с печатями, для проеда, для выезда, для заезда, переезда. Через 200 метров талон забирают, выдают новый.
На нашей стороне : новые талоны, так-же жестко трясут узбекские и казахские машины : весь шмурдяк на досмотр, у некоторых снимают обивку. Задержали какую-то девченку по кривому паспорту.
Нас досматривают оперативно, без геморроя : посмотрели, что тачка уже вывернута наизнанку, сказали : "работа у них такая". Пока смотрели машину, потрещал с погранцами как обычно "про тачки", "про экспедиции". Говорят, много наших прошло в эти праздники. Идут колоннами прям по 5-8 машин.
Наши работают в каких-то сарайчиках с дырками-окнами. Осмотр под солнцем : ни крыши, ни навеса. Прям обидно и стыдно за Россию. Хотя проезжая мимо мы видели практически готовый новый досмотровый центр, похожий на тот, что мы проезжали ночью на погран-переходе Озинки. Должны ввести в эксплуатацию ? Когда ? Внешне стройка выглядит заброшенной.

Мы в России ! УРА ! Вокруг Зеленые деревья и Зеленая трава. Вода в разливах. Наши дороги, наши помойки по обочинам, наши гаишники тут как тут. Пообщались и отпустили. Вроде как усиление у них - по 2 экипажа работают сразу. (мне потом рассказали, что в Астрахани были теракты и перестрелки с бородатыми. гаишников постреляли несколько.)
В Астрахани первые пробки и позабытый за неделю запах гари и выхлопа. Кремль красивый. Выезжаем за мост - шашлыки у Эйваза. Обалденное мясо ! Очень рекомендую это место. Готовят как внутрь, так и на вынос. Очень простенький но чистенький туалет и умывальник. Чистые деревянные столы, чистая стойка, холодильник с напитками. На вынос - пластиковые одноразовые лоточки. Роберт прошел и профессионально заценил мангал. Остался доволен конструкцией и работой мангальщика. Баранина - свежак ! Набрали на 1.5 кг мяса : пистолетиков, мякоти, взяли пару люля, салатик с брынзой, пивка. (счет на 2700 руб)
Наелись так, что еле в машину упаковались
Ночевали в 140 км от Волгограда, съехав с трасы в степь. С утра сквозь нашу стоянку прогнали стадо баранов. Блеющие скоты ! Какой уж тут нежный сон - пришлось просыпаться. Доели мясо, выехали на Волгоград
В Подмосковье на трассу с неба повалил снег... в мае - снег. Жесть какая. Тут же несколько машин слетели в обочину. Мы как-то тихой сапой просочились. Дома я был пол-третьего ночи.

ВЫВОДЫ : Запчасти проверять перед выездом досконально, холодильник в машину обязательно, ветрозащитную горелку а-ля Джетбойл желательно прикупить.

P.S. : Уже в Москве мне рассказал человек из Астрахани, что не смотря на убогость конструкций, наши погранцы на этом посту выявляют огромное количество запрещенного и незаконного. Что этот пост знаменитый и на хорошем счету. Вот так. А работают люди в скотских условиях.
А шашлык у Эйваза оказывается весь город знает. Не прогадали мы. Всем советую.

P.P.S. : Что вас больше всего будет бесить и доставать в Казахстане ? Ветер. Гребаный, холодный, никогда не на секунду не прекращающийся ветер. И пыль. Долбаная всепроникающая пыль.


Rambler's Top100