Унежма. Поморский почтовый тракт.

Архангельская область

 

Если вы устали от городской суеты, если хотите отдохнуть от утомительной гонки современной цивилизации, нет лучшего уголка на земле, чем Унежма. Эта забытая Богом и людьми крошечная деревушка на самом краю студеного северного моря, затерянная среди бескрайних лесов и болот, позволит вам на время забыть о шуме больших городов, об уличной толпе, о том, что есть на свете телевизоры, машины, магазины, телефоны и даже электричество. Маленький островок прошлого, связанный с окружающим миром лишь едва заметной тропой через болото, перенесет вас в удивительный мир тишины и покоя, который невозможно забыть.
(с) "На краю моря"

..майские праздники ?.. ДА ! РАЗВЕДКА !
Фотографии от KARAEDa
WolfCRT : Челмужская Коса
WolfCRT : Дозаправка в воздухе
WolfCRT : Дорога
Трек разведки (OZI)

ИЮНЬ 2010. Экспедиция "Унежма"
Фотографии от KARAEDa
Трек и точки (OZI)

Какие были мысли :
В прошлую поездку на побережье Белого Моря к мысу Вардия мы планировали пройти болотами на Унежму и далее на восток вдоль Поморского почтового тракта. К сожалению, по ряду причин, нам пришлось остановиться на рубеже д.НЮХЧА. Дальше мы не пошли.
Ковыряясь в инете (в начале 2010г) случайно наткнулся на страничку об истории деревни Унежма. Как-то сразу захотелось откапать старые карты и вспомнить былые планы.
По ходу дела, просматривая карты, я обнаружил ровные линии скальников , шедшие через болота по высотам аккурат вдоль побережья.
По всем данным по побережью шел Поморский почтовый тракт из Архангельска до Кольского острога, о котором достаточно написано. Тракт был активно использован, поддерживался и финансировался государством, и по некоторым данным в истории не было случая задержки почтовых экипажей. Службы Тракта всегда работали четко, и почта приходила в срок. В Революцию по Тракту наступали интервенты и белогвардейцы. Затем отступали под ударами Красной Армии. Во время Войны этот тракт активно пользовали военные как сухопутный канал связи Архангельск-Онега-Беломорск. Были оборудованы посты службы авиационной разведки. Ежедневно контролировалась и поддерживалась линия связи...
НО ! На всех картах дорожка-тропинка, обозначающая якобы "тракт" не совпадает со скальниками, которые я вижу на карте.
У меня возникла мысль, что "современный" (условно, конечно) тракт, идущий в основном тупо по болотам на отдаление около километра от берега, не совпадает со старым, Поморским, который проходит гораздо дальше от берега и четко выверен по высотам.
Мысль совместить вылазку к д.Унжа, а по пути пройтись реальным Трактом, не дает покоя..
У меня есть эта мысль и я ее думаю...

Под это дело были куплены Квадры и всякие примочки к ним.
На майские праздники ездили к станции Унежма на разведку дороги.
В районе ст.Унежма не работают сотовые операторы кроме МТС. Не работают - это значит, НЕ РАБОТАЮТ ВООБЩЕ. Роуминг не катит. Тут полное и 100% засилье МТС. Вот уродство ! Нужно будет купить местную карточку. Хотя бы одну на всех.
Расстроились - участок от Валдая до ст.Унежма не проходим моноприводным микроавтобусом, а он повезет два из четырех наших квадроцикла. Да и прицепы наши придется лифтовать - лесная дорога Челмужи-Сергиево-Валдай на штатных колесах R13 грозит поломками и задержками в движение.
Придется менять планы: внедорожники с прицепами пойдут к Валдаю по лесу, а микроавтобус - с севера по грейдеру от Надвоиц. Остановимся в д.Валдай, пересядем на Квадры и далее на них. Это потребует дополнительно бензин примерно на 240 км (туда/обратно)
Под ж/д мостом у станции Унежма встретили мужиков на ГТС. Они сказали, что болота сильно разбиты и вроде как даже Трекол не идет по ним. С одной стороны это напрягло с другой - раззадорило.
Напрягло то, что надо еще больше бензина - на рубилово по болотам. Предварительно 50 литров на нос. Все потащим на себе. А что делать - бензина в этих местах не найти. Про 95-й я вообще молчу...
Очень удачно дополнительную информацию по Тракту прислала мне Елена Федосеева , владелица сайта о д. Унежма.

И так в ночь с 19 на 20 июня, 3 машины, 4 квадра с седоками рванули из Москвы к Валдаю.
Дорога довольно длинная и утомительная. Рассказывать про убитый асфальт также утомительно.
Надо сразу сказать, Игорь с Валдая меня заранее предупредил, что если двигаться Челмужи-Сергиево-Вожмозеро-Валдай, то мы наверняка застрянем на разрушенном местными мосту. Он сказал, что за несколько дней до нашего выезда местные ехали там на Камазе и разрушили третий по счету после д.Сергиево мост. Судя по карте - это был мост через р.Лекса перед подъемом в г.Зеленая. Такой расклад нам с прицепами , да еще и с Микроавтобусом совершенно не нравился и мы пошли огромным крюком через Медвежъегорск-Надвоицы-Валдай.
Для путешествующих в те места нужно помнить : последняя приличная заправка - в Сегеже. В Надвоицах есть две, но такого вида, что смотреть страшно, не то, чтобы заправляться там.

Надвоицы - городок в "сталлинском стиле".
В Надвоицах есть Надвоицкий алюминиевый завод с вонючим выхлопом и зона (ну это так - для общего развития).
Есть магазин автозапчастей, продуктовые магазины и т.д. Короче это совершенно не "край цивилизации", как можно подумать, глядя на карту. Масса снующих свеженьких иномарок сразу дает понять что тут "все нормально".
На выезде пересекаете шлюзы - часть Беломора. Вырубленные в скалах. Волей-неволей пытаешься представить массу людей, орудующих кирками.

Дальше идет нудный грейдер длинной примерно 120 км до самого Валдая.
Если планируете стоянку на этом участке - делайте это до Поги или дальше вдоль оз.Викшозеро. Места попадаются рельефные, интересные. Дальше - ерунда.

В Валдае нас встретил Игорь с женой Жанной. Дали место поставить машины с прицепами, позвали в дом, напоили чаем, дали в дорогу копченого Леща. Лещ мне лично понравится.
Валдай большой поселок. Много дворов. Магазины. Рынок. Иномарки. Много приезжих, ибо охота и озеро - все рядом. Есть заправка, но она Колхозная и договориться там по топливу проблемно. Лучше заправиться заранее. Можно разжиться у местных, но это уж как договоришься ;-)

От Валдая до ж/д ст.Унежма - очередной длинный переход больше 100 км по разбитому грейдеру. Нам он уже знаком по весенней разведке. Мы едем на 3-х квадрах и одном Прадике, который на прицепе прет свой квадр и наш бензин до самой ст.Унежмы.
Участок этот не сильно впечатляет красотами, да и стоянок близко от основной дороги не особо много. Советую запланировать этот кусок дороги на один прогон или иметь время на хороший крюк в сторону. Мы же остановились на берегу оз.Вожозеро. Тут небольшая поляна, подготовленная под стоянку. Место так себе (огромное количество муравьев и мусор), но нам уже было не до жиру.

Как только въезжаете в Архангельскую обл. - грейдер становится как средняя асфальтовая дорога. Широкий. Приглаженный. Настроение улучшается с увеличением скорости. Дорога идет постоянно вниз. Переваливаем Ветряный Пояс в районе г.Шапочка. Тут уже появилась "наскальная живопись". Блин турЫсты... :-(

На саму ст.Унежма нам не нужно - останавливаемся в небольшом песчаном карьере у р.Унежма на перегруппировку, разгрузку квадра, заправку бензина и пивко...
Указанного на карте моста давно нет. Да и дорога через реку идет совершенно в ином направление сейчас.
В крайних домах Унежмы находим классного парня - Серегу. Он работает на железке.
- Где машину с прицепом оставить можно на 3-4 дня чтоб под присмотром ?
- Да тут ставьте (показывает на площадку рядом с гаражом)
- (в сомненьях) А не залезут в прицеп ? Не вынут чего из машины ?
- У меня не вынут ! (уверенно так сказал, даже секунды не задумался)
Здороваемся. У Сереги такая ручища, что моих две там утонут. Хотя не здоровенный детина, а такой высокий жилистый парниша. Сомненья отпали - такие не шутят.
Оставляем у него машину с прицепом и скарбом под присмотр. По ходу дела рассказываем, куда собрались. Не верит. Говорит - невозможно это. Туда, мол, только на вездеходе... Ну так мы попробуем ? А ? ;-)

Два Polarisa 500 и два CF Moto 500 на старте. Загруженные бензином и пивом. Готовые на подвиг.
местные советовали нам не пересекая реку под ж/д мостом идти прямо по старому зимнику, раздолбанному вездеходами. Но у меня был свой план, как обычно, отличавшийся оригинальностью :о)
Реку мы без особого труда форсировали и направились в сторону Лембозеро.
Идея была такая, чтобы идти старыми зимниками по лесистым островкам между болот в сторону Нодгор.

Зимник сразу принял нас в свои объятия. Дорога, местами заросшая молодняком, местами заболоченная пятнами по 20-50 метров. Разрушенные водопропуски и мостки. Комары, слепни - жесткаааачь ! Но наше "счастье" было не полным - не было дождя :-) Ну и Слава Богу ! И без того хватало : Без всякой посторонней помощи груженые квадры отлично тонули в болотинах. В ходу были лебедки и руки. Свежеустановленный Т-МАХ 3000 на Серегином квадре не выдержал и у него лопнул барабан. При этом лебедка продолжала работать, издавая дикий скрежет. Особенно тяжело было Игорю на Полярисе без лебедки. Средняя скорость передвижения была 200-300м / час. Фактически мы не ехали на квадрах, а протаскивали их по-одному сквозь лес или через болотины.
Вышли из леса на открытое болото. Ехать на квадре не получается - идем рядом. Мох держит только в таком варианте, иначе квадр садится.
Двигаемся параллельно старой гати. Ближе к высоте 57.6 Полярис Игоря насаживается на кол и срывает хомут заднего левого пыльника. При этом пыльник остается цел ! Повезло.
Пока парни меняют хомут, я замечаю на болоте странные вешки. В бинокль отчетливо видно - это большие кучи веток расположенные попарно равноудаленные друг от друга. Это вешки зимнего аэродрома ! Отсутствие панорамного объектива не позволило сделать приличное фото.
Не зря описания тех мест времен 2-й Мировой говорят о пунктах авианаблюдения.
Изучаю карту с учетом новых вводных. Да. Правильно выходит - все зимники этого района идут преимущественно от ст.Унежма и ветвятся по направлениям к высотам посреди болот - тут они обрываются.
Чую - не зря мы двигаемся к Нодгорам...

Новый хомут на месте и мы ползем дальше. Зимник достал. Идем вдоль кромки леса в направление Лембозера. Мох глубокий и в глубине таит кучу пеньков и колышков сгнивших деревьев. Постоянно натыкаемся на них, застреваем, крошим пластиковые элементы - пороги и брызговички. Расходник. Елки-палки. Но это полюбому лучше, чем заболоченный и заросший зимник.

У Сереги на CFe похоже кончается вентилятор. Еле-еле крутится и воняет проводкой. Останавливаемся и пытаемся разобраться в причинах. Я тем временем мотнулся в сторону озера - посмотреть.
Шел по звериной тропе на водопой - оказалось удачное решение. Зверьки очень мило огибают все препятствия - квадр ни разу не сел на пеньки.
Условно разведав дорогу, вернулся к парням. Оказалось, что заставить вентилятор вращаться, как надо они не смогли.
Едем дальше, периодически останавливаясь и остужая Серегин квадр.

Звериная тропка, огибая озеро, завела нас в конкретный бурелом. Дальше ехать на квадрах (да и просто идти пешком) было не реально. Судя по карте - где-то слева - метрах в 50-70 от нас проходит наш зимник. Надо пробиться к нему. Топаем на разведку. Находим остатки какого-то жилья, металлические тросы, кучу железок. А вот и зимничек !
У Лехи на втором Полярисе новенький железный бампер собственной конструкции - он берется круто прорубить нам дорогу сквозь бурелом.
Крутой бампер ! Хорошо валит лес. 2 минуты и мы снова на зимнике.
Лехе так понравилось, что он валит лес где-то сильно впереди. Я только изредка вижу его желтую куртку меж деревьев. А парни немного отстали. Серега время от времени остывает, да и Игорю не легко...

Почти 12 ночи. Светло как днем.
Выезжаем на открытое болото. Отчетливо видна старинная гать. Мох плотный. Можно двигаться сидя на квадре.
Народ умотался и решено дойти до высоты 51.5, найти сухую полянку и заночевать.
Полянка нашлась как раз на развилке старых зимников. Тут тоже какие-то железки от тракторов валяются. Убираем все это и устраиваем лагерь.

Утро. Жжентельмены выпивают и закусывают.
Серега дербанит вентилятор в попытках докопаться до истины. Истина в данном случае - это или окончательно его добить, или заставить работать как надо.
"Не разборный" моторчик подвергся жесткой трепанации с помощью ножа и его матери. Оказалось - подвисла одна щетка. WD-40 рулит. Квадр снова в строю.
Парни на Полярисах (Леха и Игорь) углубляются в хитрые математические расчеты... Начинается спор - хватит ли нам бензина. По их мнению, с таким расходом , чтобы преодолеть весь маршрут нам нужно не менее 120 литров бензина на каждого ! У меня - 15+20. У Сереги 20+35. У них на каждого по 20л. При этом у каждого из нас еще по полбака.
Долго я доказывал, что мы все уложимся в лимит. На крайняк сольем остатки в один квадр и отправим его на ст.Унежма , где в прицепе лежит заначка - почти 70 литров бензина. Безрезультатно.
Видимо, их решение вернуться, было принято еще вчера...

...И их осталось двое... (с)
Мы с Серегой поехали дальше покорять просторы Русского Севера, Леха с Игорем - слились.
Дорога вдоль р.Сосновка - практически полностью заросла.
Поскольку железного бампера Поляриса Лехи с нами больше не было - в ход пошли оба наших Фискарса. Надо сказать - быть квадро-лесорубом весьма утомительно. Да еще и эти слепни...
В общем долго-ли коротко-ли, но мы приближались к отметке 40,3 , перед которой, судя по карте, должен был быть брод через р.Сосновка.
Мы нашли самое узкое место на речке шириной пол-мерта и глубиной... полтора ;-) Но это было лучше, чем все иные варианты, к глубине которых добавлялась ширина до 2-х метров, отвесные берега, илистое дно и куча скользких бревен в русле.
Наскоро оценив наш бродик, приступили к переправе по принципу "ниваводов" : бултых в воду куда долетишь и дальше на лебедке. Серегу переправили довольно быстро - 3000 Тмакс, хоть и был уже с лопнувшим пополам барабаном, но продолжал честно отдавать свою тягу. При этом издавал такие жуткие звуки, что казалось, сейчас лопнет и разлетится на кучку маленьких Т-максиков.
А вот моя но-нейм 2000-фунтовая лебедка, установленная на заводе-изготовителе CF MOTO оказалась явно хиловата для такого маневра.
Пока якорили Серегин квадр и разматывали тросы, мой, стоя в интересном положение, до кучи еще и заглох.
Короче зацепившись двумя 2000-ми лебедочками, выковырнули его из водяного плена. Квадр тут же ожил и завелся с первого тычка. Осмотрев внутренности топливного бака, стало понятно - топливо не попадало на заборник при таком угле наклона. Дозаправляться я не хотел, ибо вел эксперимент по подсчетам расхода топлива - ну вот и результат.
Ну, поехали дальше - теперь уже по левому берегу Сосновки.
Проехав 30 метров ... ВОТ БЛИН !!! Площадка, отсыпанная мелкой крошкой и отличный мостик через речку !!! ЧЕРТ ! Мостик посредине зарос мелкими деревьями с кустарником и на расстояние был похож на кромку густого леса.... как же мы его проглядели ! :-(
"Не зная броду - не суйся !" (с) Народная мудрость

Очистили мостик от леса. Фискарс - как обычно рулит. Выехали на открытый участок с остатками старой гати. Попытавшись переехать первые бревна, мой квадр издал какой-то новый для меня жалобный скрипо-скрежет.
ГЫ ! Задняя.. пробуем снова .. не едет. Еще раз. Еще... Стоп.
Явно буксует ремень вариатора. Осмотр в Москве перед выездом показал : абсолютно новый ремень совершенно без следов износа. Это и логично - квадр то новый.
Тааакс.. вечер становится томным. Неужели порвался ? А запаснооооой то мы не взяли ;-)
Снимаем крышку вариатора. 16 болтов. Горячая крышка. Не так-то просто. Сняли, и из внутреннего пространства вылилось с два литра воды. Ремень совершенно новенький. Просто мокрый.
Развернули квадр ремнем на солнце и попытались по-легкому покатать его вперед-назад. Из задней воздушной трубы на ремень выливается водичка. Судя по всему, в момент преодоления брода вода попала в закрытое колено задней трубы охлаждения вариатора и поскольку колено (По-сути - сифон) специально спроектировано на отсечку некоторого кол-ва воды с наружи - она вылилась по пути наименьшего сопротивления - в вариатор
Злая шутка. Что сделано для предотвращения поступления воды снаружи - работает. Только в другую сторону.
При дополнительном осмотре - обнаружили сливную пробку... ээээ... что тут скажешь - Лохи ! - Учите матчасть, пацаны ! :-)
Короче водичку слили, ремень просушили, крышку закрутили очень окуратно, чтобы не испортить металлическую прокладку.

Посидели-подумали. Лес и заросшая наглухо дорога нас достала. Решено было сменить тактику и ехать вдоль кромки леса и болота.
Вышли на болото. Как-же тут просторно ! Красота !
Мы движемся много быстрее - примерно 3-7 км/ч , что позволяет обдувать нас ветерком и слепни уже не так беспокоят.
Мы взяли правильный темп. Впереди Нодгоры. Отличное болото. Виден очень старый след ГТСки - движемся вдоль него.

Вот и Нодгоры.
Чтоб не лезть пешими в гору - едем на квадрах, на столько высоко, на сколько позволяет подъем.
Конечно, может показаться, что высота в 75 метров - ну что тут сложного ? А вы встаньте рядом с 25-этажным домом и посмотрите вверх ;-)
На вершине мы надеялись найти триангуляр, но увидели рухнувшую старую вышку поста авианаблюдения. (По словам Сереги со ст.Унежма - упала несколько лет назад)
Тут очень красиво. Камни, мох, причудливые корни. С вершины открывается отличный вид. А с северо-западного склона мы увидели... Вот оно ! БЕЛОЕ МООООРЕЕЕ !
Время - к 10 вечера. Надо что-то съесть. Но вставать лагерем решили уже на море. Открываем банку консервированных ананасов. Это вам не Ред Булл. Витаминчики сделали свое дело, и мы двинулись к морю.
Решено было не менять темп и логику передвижения - ехать по пути наименьшего сопротивления природе, искать самые узкие проходы через лесные участки.
Мы дозаправились "под крышку" и продолжили путь, благо ночью тут как днем.
Форсировать р.Болшая Лименца оказалось не так просто. Реку окружает жуткого вида лес. Как из сказки про Бабу Ягу. Кривые стволы деревьев, поросшие клоками мха. Паутина с здоровенными пауками. "Страаааашно аж жуть !" (с)
Речка промыла в лесу рваный ров глубиной 2 метра. Ширина 2-4 метра. Вертикальные берега, илистое дно. Стандарт для этих мест.
Деревья вокруг или гнилье, или в диаметре по полметра. Каким бы ни был крутой Фискарс - махать то нам руками..
Нашли местечко с более-менее пологим выходом. Но съезд - вертикальный обрыв. Завалим ручей в этом месте гнилыми бревнами. Их во влажном лесу Бабы-Яги в достатке, а квадрики весят 300 кг - выдержит.
15 минут - и мы на другой стороне.
Следующее за лесом болото подкинуло нам сюрприз. На карте - обычное болото, на Яву оказалось почти живым. Мох шевелился под колесами и ближе к центру стали появляться лужи. Цвет мха неприлично менялся и мы уходили от него - сильно забирая вправо.
Также на этом болоте ровно посредине выросла полоса невысокого соснового леса, что малость дезориентирует, ведь судя по карте - лес должен начаться много дальше.
Мы решили пересечь лес по минимальной траектории, что видно на треке. Выбрали ориентир - сосну с оригинальной короной на верхушке и пошли азимутом на нее.
Полоса леса закончилась через 150 метров как-то резко. Посмотрев на право, вдалеке я увидел уже знаковые нам посадочные ориентиры зимнего аэродрома. Интересно, сколько же их тут ? Информации в Интернете мне найти не удалось. Все, что описано - "были установлены стационарные посты авианаблюдения". Вероятно, для контроля над Трактом наши держали тут истребители ? Или это запасные зимние аэродромы ? Аэродромы поддержки ? Аэродромы подскока для самолетов, следующих к нам по-лендлизу ? Возможно, это выяснится позже...
Следующее болото мы спокойно прошли, не встретив какого-то сопротивления со стороны природы.

Скальный пояс, который я считал старинным трактом, оказался естественного происхождения. Никакого Тракта тут не было. Скальник - интересный феномен. Он как-бы разделяет болота на два пояса "верхний" и "нижний". Перепад порядка 3-х метров. "Верхние" болота относительно сухие, а вот нижние...
Наш последний рывок к морю оказался сложнее всей поездки предыдущего дня. По привычке, идя через болото по азимуту, мы углубились в его центр. Тут мы впоролись в лабиринт ям заполненных жидкой грязью, открытых бездонных луж и мелкого моха, который не держал квадрик с седоком. Практически весь путь через это болото мы прошли пешком - рядом с квадриком. Любая попытка сесть на него заканчивалась застреванием, а в связи с отсутствием деревьев - приходилось вынимать квадр вручную или вызывать на помощь второй квадр, как якорь.
Неожиданно мой квадр заглох. На пустом месте. Ни с чего. Заводишь - работает на подсосе. Чуть прибираешь - глохнет.
Пока мы реанимировали моего коника, раздался взрыв ! Над Серегиным квадром клубилось белое облако... В воздух подлетела сидушка, раскрылся задний бардачок и все содержимое вывалилось на мох..
Тишина. Диалог :
- Что это было ?
- Не знаю.
- Ты его заглушил ?
- Да.
- Бежим скорее !
Подбегаем. На мху раскиданы баллоны от газовой горелки. Среди них один разорванный.
Проводим осмотр. Оказывается, один из баллонов лежал под сидушкой в багажничке, а там, за перегородкой, проходит выпускной тракт двигателя. Естественно все это круто греется. Пока мы ехали нормальным темпом баллоны держали, но в последнем болоте, когда скорость стала минимальной, а нагрузка максимальной - баллон не выдержал. Белое облако - был резко выпущенный сжиженный газ.
Уфффф... пронесло. Собрали скабр обратно в багажничек, а все газовые баллоны переложили в верхний кофр - подальше от выпуска.

Мой квадр завелся с полпинка... Сразу. С пол-проворота стартера. Работал ровно, не чихал, не кашлял. Хмм...
Что было бы, если баллон взорвался на ходу, когда Серега ехал на квадре ? Ведь тогда сидушка под его весом не подскочила бы, и весь выпущенный газ остался в пространстве рядом с глушителем... Но он заглушил его и отошел на 10-15 метров - к заглохшему моему. Духи болота нам помогают ? Такие мысли посреди гиблого места пришли сами собой.
Да ну нафиг ! Поехали скорее отсюда. И взяв азимут на лесной массив слева, мы рысью понеслись прочь. Как-то быстро мы нашли звериную тропку, по которой прошли к кромке леса, и дальше проблем уже не было.

Попытка пересечь Мал.Лименцу в указанном на карте месте пересечения ею тракта обломилась. Дно сильно илистое, глубина сразу у берега более полуметра, ширина речки в этом месте метров 8 да и бревна..
Увидели остатки Тракта. Остатки гати. Столбы с проводами. Их никто не содрал только потому, что вывезти их отсюда будет стоить много дороже, чем полученная прибыль. К слову сказать - в районе д.Унежма - все провода , включая столбы - уничтожены.
Поехали на берег - пройдем по песку через устье речки в сторону деревни..
Полоса камыша в человеческий рост опасна лежащими бревнами. На маленькой скорости проходим к берегу....

12:40 мы на берегу. Для того, чтобы добраться сюда от нашего последнего лагеря понадобилось около 10 часов (выдвинулись мы в начале первого дня).
Северный закато-восход. КАКАЯ ТУТ КРАСОТА !

Попытались поохотиться на куропаток, но как только достали ружжо - они попрятались. Облом. Едем к деревне.
В дали видны крыши - это церковь. Еще держится - не рухнула.

Вся прибрежная полоса промыта множеством ручьев. Скакать по их руслам быстро надоело и мы ушли на отливной песок. Вот тут порезвится - милое дело...
Время позднее. Ломиться в деревню смысла нет. Пока отлив - загнали квадры на камни Малой Вараки и поставили лагерь.
Прибытие отметили, раздавив банку Ред Була на двоих. Больше было не чем. Ну не чаем же..

Проснулся я часов в 10 или позже. Откинув полог, лежа в палатке, смотрел на море и слушал чаек.
Полежал-погрелся на огромных камнях. Решил разбудить Серегу, но не нашел его палатки. Поискал. Ага ! Он видимо перегрелся на солнце и передвинул палатку в тенек. Всеравно я его разбудил.
Пошли гулять в деревню. По мху между камней нужно ходить очень осторожно - есть глубокие расселины, которые прикрывает мох. В одну такую я со всего размаху наступил ногой и провалился по самые ... Лежу не понимаю в чем дело. Аж в глазах помутнело. Серега потом сказал, что я дико заорал. Сильно ударился рукой и оставшейся снаружи ногой. Пошевелился - внизу плескается водичка - ботинок промок и я это чувствую. Других болей нет. Значит позвоночник и голова целы. Попробовал окуратно встать - все в норме. Кроме ушибов ладони, плеча и колена - все ок. Парни ! Смотрите под ноги ! Не расслабляйтесь !
Лагерь оставили как есть. Кто его тронет? Сверху скала, со всех сторон море (прилив).
К сожалению, обнаружили на скалах выдолбленные надписи.
В камнях есть природные ванны. Так и хочется там полежать. Вода теплая, но мутная и гниловата, ибо не имеет протока.
За Малой Варакой спряталось старое кладбище. Мы же прошли по берегу к деревне.
На берегу нашли оригинальные ворота :-) Для чего они ? Туристов со стороны моря привозить ?
Дома почти все разрушены. Есть несколько целых и готовых под жилье, но они на замке. Люди тут бывают часто. Дома полностью оборудованы и поддерживаются в хорошем состояние. Много следов от злосчастной ГТСки (вездеход, как называют местные) изуродовали побережье и прилегающие заливные луга. В результате луга не просыхают вообще - сплошная топь. Приезжают сюда также на колесной технике. Множество следов видно на песке в отлив - со стороны мыса Сосновый Наволок. Странное дело - в деревне мы не нашли колодца. Может, не заметили в высокой траве ? Жаль. У нас осталось совсем не много чистой воды - половина уехала с парнями на Полярисах. В одном доме усмотрели ручной водопровод. На другом - музей народного скарба под открытым небом. Прикольные вещи, однако.
На бывшей центральной площади - остатки памятника погибшим жителя этой деревни в ВОВ.
Осмотрели церковь. Состояние плачевное. Нижние бревна сгнили, верхние перекрытия провалились. "наскальные" надписи и странные, совершенно не к месту мальтийские кресты дополняют картину.
Обошли Большую Вараку с южной стороны. Тут рылись кабанчики. Стоит дом. С виду вполне жилой. Проверять не стали.
По отливу можно дойти пешком до о.Камбалий. Но нам не захотелось - далеко пешком топать, а квадры - в лагере остались.
На карте высота 33.8 кажется не масштабно. В реале впечатление совсем другое. Большая Варака мне не сильно понравилась. Мало растительности по сравнению с Малой. Лысые камни, скрюченные деревья. Какая-то не приветливая.
Наверное, сюда приходится основной удар холодных ветров и волн с моря. Или это последствия недавнего пожара ?
На северном берегу обнаружили постамент. Не знаю, как расшифровать эти символы. Какой то морской знак устанавливали ? Или геодезический ? Может, памятник какой ? Я слышал, что в 70-е годы по берегам северных морей устанавливали маяки с питанием от слабых радиоактивных аккумуляторов. Срок службы у них был какой-то нереально большой - считалось, что это выгодно.
На северо-западном берегу есть два полу-разрушеных сарая. Интересна конструкция фундамента. Его фактически нет. Сруб стоит прямо на камнях, и где это нужно - подложены дополнительные бревна. Все открыто. Промывается и продувается. Соответственно - не гниет ! Огромное подпольное пространство помогает сохранить все в сухом виде - вода даже в шторм стоит ниже.
Потратив полдня на осмотр, мы вернулись в лагерь к обеду. Мы планировали стартовать обратно в районе 4-5 часов вечера до высокой воды.

Обратную дорогу решили пройти по основному зимнику, где ходят местные и ездят ГТСки.
Предстояло пересечь р.Унежма в самом широком ее месте.
Тут полная...НЯША ! Смесь соленой и пресной воды , ил речной и морской - такой вот коктейль. Человек еле идет. Как полужидкий пластилин. Промерили брод : до колена и камушки. Сложно только на выходе. Ступенька из няши. Но мы как-то неожиданно просто пересекли речку.
Теперь нужно было выйти на след вездехода и найти въезд на зимник. С учетом того, что все вокруг заросло, а следов была сотня во всех направлениях, сделать это оказалось не так просто.
Зимник оказался на столько перемешанной клоакой, что мы решили идти ВДОЛЬ следов. Но даже при таком подходе пришлось удалиться от него на порядочное расстояние, ибо все, что можно было передавить, изуродовать и уничтожить - было сделано.
Как известно, ГТСки не ходят по собственному следу два раза, а учитывая, что ездят они сюда очень часто - можете представить себе , во что они произвели местность. Поля пашут с меньшей эффективностью. На столько было перемешано болото. На треке видно - как нам пришлось отклониться от основной дороги , чтобы выйти на более-менее твердый мох.
Тут уже в ход пошли удлинители, поскольку временами расстояние от застрявшего квадра до сухого места, куда удавалось подогнать якорь, превышало общую длину размотанных тросов обеих лебедок. По дороге мы наткнулись на увязший сто лет назад в болоте трелевочник. Когда-то он увяз, вытащить его не смогли и просто разукомплектовали. Но главная жесть была при прохождение заросших лесом участков. Огромные ванны полужидкого торфа с кусками бревен. Приходилось объезжать их по островкам, поросшим травкой. Вертясь между сухими стволами деревьев, натыкаясь на вывороченные корни, кроша остатки пластиковых подножек и брызговиков. Даааа, вот тут и началось настоящее рубилово ! Все, что мы проехали до этого - просто игры в песочнице.
Постепенно мы добрались до края болота, пересекли ручей и, оглянувшись назад, перекрестились..

Заценив остаток питьевой воды (1 л) решили набрать из ручья. Про запас. Вода вкусная, но ее цвет... Хотя Серега со станции говорил, что воду пить можно без боязни, я собирался ее дополнительно профильтровать и прокипятить. Наш же Серега - пил ее в "в сыром виде". Вроде не помер :-)
Набрали 5-литровку. Решили пользовать, когда встанем на обед, а встанем на обед, когда устанем рубиться.
Лесная дорога казалась простой, твердой и с большим количеством деревьев. Но то, что мы увидели потом, нам не очень понравилось.
Большая поляна практически полностью перемешанная в говнилин. Было два объезда - левый и правый. Состояние идентично. Последующие участки отличной лесной дороги прерывались огромными заполненными водой ваннами c заиленным дном. Некоторые были такой длинны, что уходили за поворот и оценить варианты проезда этого участка было весьма сложно. Часть мы проходили аккуратно вброд, часть - объезжали по кромке. Дело пошло... но тут... снова появились слепни ! При чем тааакие здоровенные ! На лету прокусывали х/бшные перчатки. Кажется, что они были в состояние прокусить резиновый сапог.
В борьбе с дорогой и природой проходило время. В этих длинных лужах , если квадр застревает в иле, а рядом нет приличного дерева - нужно выталкивать его руками. Мы перепачкались и промокли - глубина луж временами была выше наших сапог. Постепенно мы вкатались. Средняя скорость составила 7-10 км/ч. Иногда дорога становилась на столько глубока, что приходилось объезжать лужу, делая крюк по соседнему болоту - по мху.
И вот мы доехали до места со "страшными порогами и сильным течением", о котором предупреждали нас местные, на поверку оказавшемся участком реки с не сильным течением, шириной 5 метров, глубиной 30 см и парой-тройкой валунов размером чуть больше колеса квадроцикла. Оставшийся участок пролетел как-то монотонно в борьбе с бесконечными лужами.
Последнее препятствие - раздолбанный все той же ГТСкой водопропуск.

До ж/д моста долетели на одном дыхание, пересекли Унжу как раз на закате. Считаем остатки бензина. ХА ! С момента нашего спора по сей час, мы израсходовали менее 20 литров ! НУ и кто был прав ? Да я бы пешком дошел.

Было около 10 вечера, когда мы приехали на ст.Унежма к Сереге. Посидели у него дома, пили пиво с рыбой, рассказывали о поездке и показывали фотографии (он со своим другом долго не верил, что мы доехали туда и обратно "на этих странных мотоциклах"). Серега долго не хотел нас отпускать, но нам нужно было ехать. Загрузив скарб в Прадик, а квадрик в прицеп мы поехали в сторону Валдая, остановившись где-то на середине пути на ночлег.
На следующий день мы были в Валдае у Игоря и Жанны. Оказалось, что Леха и Игорь были тут с утра и уехали примерно за час до нашего приезда. Не повезло им. Они не видели Унежмы. А ведь их запаса бензина, как оказалось, хватило бы с лихвой на весь маршрут.
Мы отдохнули, попили пива с лещом, взяли еще леща с собой, загрузили теперь уже мой квадр на прицеп и с первыми раскатами грома, под ливнем, отправились домой...

Прощай Унежма !
Отличное путешествие ! Отличный маршрут !

P.S.: На обратной дороге проезжая Вологду я попал в сильный ураган. С начала был ливень с крупным градом, затем мощный ветер вырывал деревья с корнем и ломал их пополам. Огромный участок леса просто перестал быть лесом. Трассу на Ярославль завалило деревьями, образовались многокилометровые пробки.

С разрешения владельцев ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ :
ВАЛДАЙ : +7 921 461-2197 Игорь, Жанна
УНЕЖМА : ... Сергей
Запишите, может пригодится.

Rambler's Top100