Еще во время поездки на озеро Пизанец во время стоянки на Ладоге, мы заметили на карте, южнее деревни Сармяги, обозначение братских могил посреди болота.
Вернувшись в Москву, стали изучать это место.
Оказалось, что 23-25 июня 1944 года 4-й и 37-й корпуса 7-й армии вели упорные бои и прорывались прямиком через болота на д.Сармяги, которая являлась мощным опорным пунктом второй линии финской обороны Сумбатукса – Мегрега – Сармяги – Обжа.
По отчету Питерских велосипедистов получалось, что небольшой памятник на братской могиле посреди болот совершенно разрушен и мы решили поехать его восстановить, подкрасить. В общем - привести в приличное состояние.
Из города по пробкам мы выбирались почти 4 часа. По жаре. Кондей, как обычно, я "заправить бы надо... завтра наверное.."
В общем ехали долго и нудно. Собрали пробки Москвы, Дмитровского шоссе, Дубны. Из-за ошибки в навигации (видимо, жара разжижает мозг и заставляет принимать не верные решения) на обном из ключевых перекрестков случайно попали в Тверские пробки :-)
В общем кое-как выбрались на просторы Р-84 и далее гнали уже до самого Весъегонска. За городом сделали привал в лесу - рядом с водохранилищем. Заточили курочку, покормили комаров, поехали...
Перед Лодейным Полем было решено выбрать место - поспать часа четыре и мы свернули в лес. Нашли полянку и поставили палатки. Постоянно шел мелкий дождик. Шноркель еще отвалился на 80-ке. Непруха.
Отдохнув, двигаем дальше - через Лодейное Поле в Карелию.
Имели неосторожность покушать в кафе перед постом ДПС "Добро пожаловать в Карелию". Не вкусно, долго (точнее сказать тормозно), очень дорого. Хорошо хоть что еще не траванули до кучи. В общем - не рекомендую.
В Мегреге - бывшая церковь. Сейчас используется под местный клуб или склад.
В Сармягах попытка опроса населения не дает результатов - 95% приезжие из Питера. Ничего не знают. Есть один мужичек-дедушко 70 лет, местный, но его нет дома. Ладно, поехали так.
В лесу хорошо, красиво и ..очень влажно. Как в бане. Основные засады - подтопленая территория. Болотинки по 50-100 метров.
Прошли тыловые укрепления и уходим далее - на передний край. Окопы сохранились очень хорошо. Есть опалубка. Кое-где сохранилась колючая проволока. Доходим до острова, на котором карта указывает братские могилы... Начинаем поиски...
Однако, ни памятника, ни даже намека на захоронение мы так и не нашли. Еще раз привязались к карте - нашли холмик-триангуляр, указанный на всех картах ГШ 500-1000-2000 м.
Прочесываем местность от дороги до болота и вдоль его кромки - по линии столбиков с колючкой. Ноль..
Находим русскую каску с сохранившемся подшлемником, пару гильз. Это все. :-(
Отчет Питерцев оказался настолько туманный, без указания координат, без треков и фотографий, что привязать его по местности не получилось. Мало того, еще дома, попытка связаться с участниками этого вело-похода полностью обломилась - в ответ на наши вопросы в конфе велосипедистов мы получали дурацкие советы не соваться в эту местность, поскольку "там на велосипеде то не проехать, куда вам, на джипах". Короче обычное интернетовское бла-бла-бла. Никакова конструктива. Пользуясь 500-метровкой ГШ мы прочесали все в округе по координатам "бр.мог" , указанным на карте - ноль. После долгих поисков сделали вывод, что значек "бр.мог" на карте не бъется по местности, поскольку в отчете велосипедистов, ехавших с юга, сначала говорилось о памятнике, а уж потом об острове и потом - открытом участке болота. Карта-же показывает обратное.
Решаем перейти болото пешком и поискать на той стороне
По дороге встречаем мишку среднего размера. Мишка заметил нас и дал деру. Ну и хорошо. Меньше проблем. Рядом заповедник...
На той стороне болота так-же не находим признаков захоронений. Устали. Возвращаемся.
Начинает смеркаться и мы разворачиваемся назад, чтобы не ползать по болотам в темноте.
На выходе из леса нас встречает местный егерь. Задаем ему вопросы. Он ничего не знает о памятнике, хотя водил не однократно на укрепрайон фиников, которые там служили в 1941-1944 гг. Облом. Темнеет, пора на Ладогу - ставить лагерь.
По дороге к берегу пересекаем хлипкий мостик. Многие местные оставляют у моста машины и дальше идут пешком. Некоторые, как мы, рискуют. Впринципе, возможен объед - километров 20 через Олонец и д.Ильинская.
На Ладоге ХОРОШО.
С утра валим на Куйтежу и далее - в сторону Подпорожья, на Пидьмозеро. По пути встречаем непонятную вещь - кирпич на обсолютно прямом участке дороги. Немного подумав, решили пойти в объезд, как предписывает знак.
Добрались до поселка Михайловское. И далее - на не жилую д.Яковлевское. Еще раз обламываемся - на месте старинной деревянной часовни - свежие головешки.
Уходим на Пидьмозеро, в одноименную нежилую деревню.
Асфальт до самой "нежилой" Яковлевской. Тут огромный дачный поселок. Домов 200 наверное. На противоположном берегу озера видны маковки церкви. Церковь в не плохом состояние, хотя один угол обвалился, все еще держится не плохо. Красивая.
Окончив осмотр находим приятную полянку для лагеря. Отдыхаем.
Утром пытаемся пробиться на небольшой полуостров на севере Пидьмозера. По информации, то, что на картах обозначено как "сараи" долно быть остатками старинной деревянной часовни. Дорога рубильная. Заболочена и сильно заросла. По оплошности - мы не дозаправлялись в Подпорожье - лень было переезжать через плотину. Дураки. Салярка быстро заканчивается и становится понятно, что пора возвращаться.
Ну... может в другой раз ;-)